Это последняя приготовительная седмица перед подвигом Великого
поста. «Масленица» - название народное. В богослужебных книгах и
календаре она называется сырной седмицей, потому что по уставу
можно вкушать только сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса,
мы предочищаем себя телесно и постепенно проникаемся светлым
предчувствием поста. Богослужебные особенности сырной седмицы и история
церковного устава полностью опровергает ложное мнение, что масленица
восходит к некоторым языческим обычаям. Как повествуется в Синаксаре
(в субботу сыропустную), византийский император Ираклий (610 -640)
после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал
обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была
одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь
ввела это в свой устав. Будучи приготовительной, сырная седмица
исключает всякую неумеренность в еде. Её значению противоречит
объедение и пьянство. На пороге тихих великопостных дней душа
переживает радостный подъем, чтобы потом полнее испытать покаянное
настроение. На сырной седмице уже не совершаются таинства венчания. В
среду и пятницу не служится Литургия, в эти же дни нет поста. На Часах
произносится молитва преп. Ефрема Сирина с преклонением колен. В
воскресный день этой седмицы Церковь вспоминает изгнание прародителей
из рая за непослушание и невоздержание. «Мир с родоначальниками горько
да восплачет: снедию сладкою падший с падшими» (Синаксарь в сырную
неделю). Вечером воскресного дня совершается чин прощения,
чтобы войти в спасительные дни поста, находясь со всеми в мире. Родился
этот обычай среди древних египетских пустынников, которые собирались в
последний день перед постом для совместной молитвы. Испросив друг у
друга прощение, они расходились в уединенные места обширной пустыни и
проводили св. Четыредесятницу в великих аскетических подвигах. Врата
монастыря запирались до недели Ваий. Сложившийся на Руси обычай
проводить масленую седмицу с блинами вполне соответствует особенностям
национального благочестия. В эти дни слабели сословные, имущественные,
должностные различия. К столу могли быть приглашены люди незнатные,
странники, нищие. «Теперь потускнели праздники, и люди как будто
охладели. А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми
связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до
незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за
звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком
слове и теперь еще для меня жива яркая радость» (И.Шмелев. Лето
Господне). Хождение друг к другу на блины родственников сближало их,
давало удобный повод забыть обиды и недовольства, которые накопились за
год. Заканчивается сырная седмица прощённым воскресением. Вечером - заговенье на Великий пост.
иеромонах Иов (Гумеров)
БЛИНЫ МАННЫЕ "МАСЛЕНИЦА" Из книги "Лето Господне"
Иван Шмелев
ЕЩЕ РЕЦЕПТЫ БЛИНОВ И БЛИНЧИКОВ
|